Кто направляет отчетность
Согласно статье 142.2 Налогового кодекса Российской Федерации к организациям финансового рынка относятся:
- кредитная организация;
- страховая компания;
- участник рынка ценных бумаг;
- управляющий по договору доверительного управления имуществом;
- негосударственный пенсионный фонд;
- акционерный инвестиционный фонд;
- управляющая компания инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда, центральный контрагент;
- управляющий товарищ инвестиционного товарищества;
- иная организация или структура без образования юридического лица, которая в рамках своей деятельности принимает от клиентов денежные средства или иные финансовые активы для хранения, управления, инвестирования и (или) осуществления иных сделок в интересах клиента либо прямо или косвенно за счет клиента.
Внимание:
Для отдельных видов организаций вы можете уточнить их статус в качестве организаций финансового рынка в соответствующем Перечне.
Что именно необходимо делать
О каких договорах (счетах) необходимо представлять информацию и в какие сроки
В рамках представления отчетности организациями финансового рынка в 2023 году отчетным периодом считается календарный 2022 год: с 01.01.2022 по 31.12.2022.
Отчетность представляется в отношении клиентов (выгодоприобретателей и контролирующих лиц, в случаях если клиент (выгодоприобретатель) является пассивной нефинансовой организацией), не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, и договоров с ними.
Полезная информация:
Информация о правилах определения резидентства
Информация о правилах определения резидентства и структуре идентификационного номера налогоплательщика в различных юрисдикциях, а также иная полезная информация размещена на официальном сайте ОЭСР в разделе «CRS Implementation and Assistance».
Резидентство/гражданство в обмен на инвестиции
На сегодняшний день некоторые юрисдикции представляют гражданство или статус налогового резидента в обмен на инвестиции или за плату на законных основаниях. При этом данные инструменты по привлечению инвестиций могут быть использованы отдельными лицами для целей сокрытия своих активов и непредставления информации, запрашиваемой организацией финансового рынка для отчетности в рамках международного автоматического обмена финансовой информацией. В частности, удостоверения личности и другие документы, полученные в рамках программы «резидентство/гражданство в обмен на инвестиции», могут быть использованы клиентами для представления ложных сведений о юрисдикции своего налогового резидентства, что в свою очередь подвергнет риску надлежащую работу организации финансового рынка по анализу своих клиентов на предмет выявления их достоверного иностранного налогового резидентства.
С точки зрения отчётности по международному автоматического обмену финансовой информацией, наибольший риск вызывают те программы, которые представляют инвестору низкую ставку по налогообложению прибыли зарубежных активов (в том числе находящихся в оффшорных юрисдикциях), при этом не требующих от инвестора-физического лица находиться в юрисдикции, представляющей такую программу, значительную часть времени.
Организациям финансового рынка при подготовке отчётности по клиентам – иностранным налоговым резидентам следует принимать во внимание риски, связанные с такими программами.
ОЭСР изучила более 100 таких программ, которые представляются юрисдикциями-участниками международного автоматического обмена финансовой информацией, и подготовила ответы на часто задаваемые вопросы по данной теме, с которыми можно ознакомиться в специальном разделе официального сайта ОЭСР (Residence/Citizenship by investment schemes).
Информация о структуре идентификационного номера налогоплательщика некоторых стран - членов СНГ
Открытые официальные источники данных о юридических лицах –нерезидентах,
раскрываемые местными органами власти
Автоматическая проверка структуры TIN, присвоенного государством
–членом Европейского союза
Более подробная информация о том, в каких документах Европейского союза
можно найти номер TIN
Какую отчетность направлять в 2023 году
Внимание:
Требования, установленные в отношении организаций финансового рынка постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2018 № 693 (далее - Постановление), применяются, начиная с 20.07.2018.
Стоимость договоров для целей отнесения их к категориям, предусмотренным положением, определяется на конец операционного дня, который заканчивается в день вступления в силу Постановления. Для организаций финансового рынка, не использующих понятие операционный день (его аналог), стоимость договоров для указанных целей определяется с учетом событий, произошедших в течение дня вступления в силу Постановления.
Стоимость договоров для целей отнесения их к категориям, предусмотренным положением, определяется на конец операционного дня, который заканчивается в день вступления в силу Постановления.
Для организаций финансового рынка, не использующих понятие операционный день (его аналог), стоимость договоров для указанных целей определяется с учетом событий, произошедших в течение дня вступления в силу Постановления.
Порядок направления отчетности
Для целей представления отчетности об иностранных клиентах ФНС России разработан электронный сервис «Отчет об иностранных клиентах по Стандарту ОЭСР». Доступ к данному сервису осуществляется с обязательным использованием квалифицированной электронной подписи.
Отчетность формируется организациями финансового рынка в электронной форме по установленным ФНС России форматам. Для формирования отчетности организация финансового рынка может использовать стандартное ПО Налогоплательщик ЮЛ или воспользоваться решением сторонних разработчиков.
Внимание:
- В подразделе «Информация» опубликован чеклист для проведения организациями финансового рынка самостоятельного анализа на предмет надлежащего исполнения российских требований в области CRS.
С чеклистом можно ознакомиться здесь.
Процесс взаимодействия между организацией финансового рынка и ФНС России может также осуществляться в автоматическом режиме. Такая возможность предусматривается Протоколом информационного взаимодействия, который позволяет реализовать взаимодействие непосредственного на уровне информационных систем организации финансового рынка и ФНС России.
Внимание:
С учетом результатов публичного обсуждения ФНС России утвердила финальную редакцию формата отчета о клиентах-налоговых резидентах иностранных государств версии 5.06, которая будет использоваться в отчетной кампании 2023 года. С форматом версии 5.06 можно ознакомиться здесь