Кто направляет отчетность

Согласно статье 142.2 Налогового кодекса Российской Федерации к организациям финансового рынка относятся:

  • кредитная организация;
  • страховая компания;
  • участник рынка ценных бумаг;
  • управляющий по договору доверительного управления имуществом;
  • негосударственный пенсионный фонд;
  • акционерный инвестиционный фонд;
  • управляющая компания инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда, центральный контрагент;
  • управляющий товарищ инвестиционного товарищества;
  • иная организация или структура без образования юридического лица, которая в рамках своей деятельности принимает от клиентов денежные средства или иные финансовые активы для хранения, управления, инвестирования и (или) осуществления иных сделок в интересах клиента либо прямо или косвенно за счет клиента.
Внимание: Для отдельных видов организаций вы можете уточнить их статус в качестве организаций финансового рынка в соответствующем Перечне.

Что именно необходимо делать

О каких договорах (счетах) необходимо представлять информацию и в какие сроки

Отчетный период - календарный год, начиная с 01.01.2017 года и по 31.12.2017.

Отчетность представляется в отношении клиентов (выгодоприобретателей и контролирующих лиц, в случаях если клиент (выгодоприобретатель) является пассивной нефинансовой организацией), не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, и договоров с ними.

Полезная информация:

Информация о правилах определения резидентства
Информация о правилах определения резидентства и структуре идентификационного номера налогоплательщика в различных юрисдикциях, а также иная полезная информация размещена на официальном сайте ОЭСР в разделе «CRS Implementation and Assistance».
Резидентство/гражданство в обмен на инвестиции
На сегодняшний день некоторые юрисдикции представляют гражданство или статус налогового резидента в обмен на инвестиции или за плату на законных основаниях. При этом данные инструменты по привлечению инвестиций могут быть использованы отдельными лицами для целей сокрытия своих активов и непредставления информации, запрашиваемой организацией финансового рынка для отчетности в рамках международного автоматического обмена финансовой информацией. В частности, удостоверения личности и другие документы, полученные в рамках программы «резидентство/гражданство в обмен на инвестиции», могут быть использованы клиентами для представления ложных сведений о юрисдикции своего налогового резидентства, что в свою очередь подвергнет риску надлежащую работу организации финансового рынка по анализу своих клиентов на предмет выявления их достоверного иностранного налогового резидентства.

С точки зрения отчётности по международному автоматического обмену финансовой информацией, наибольший риск вызывают те программы, которые представляют инвестору низкую ставку по налогообложению прибыли зарубежных активов (в том числе находящихся в оффшорных юрисдикциях), при этом не требующих от инвестора-физического лица находиться в юрисдикции, представляющей такую программу, значительную часть времени.

Организациям финансового рынка при подготовке отчётности по клиентам – иностранным налоговым резидентам следует принимать во внимание риски, связанные с такими программами.

ОЭСР изучила более 100 таких программ, которые представляются юрисдикциями-участниками международного автоматического обмена финансовой информацией, и подготовила ответы на часто задаваемые вопросы по данной теме, с которыми можно ознакомиться в специальном разделе официального сайта ОЭСР (Residence/Citizenship by investment schemes).

Какую отчетность направлять в 2019 году

Внимание: Требования, установленные в отношении организаций финансового рынка постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2018 № 693 (далее - Постановление), применяются, начиная с 20.07.2018.

Стоимость договоров для целей отнесения их к категориям, предусмотренным положением, определяется на конец операционного дня, который заканчивается в день вступления в силу Постановления.

Для организаций финансового рынка, не использующих понятие операционный день (его аналог), стоимость договоров для указанных целей определяется с учетом событий, произошедших в течение дня вступления в силу Постановления.

Рекомендация: Уведомление об использовании права не представлять информацию по ранее заключенным договорам с клиентами-юридическими лицами, стоимость которых составляет 250 тысяч долларов США или менее, за 2017 отчетный период рекомендуется направлять в адрес ФНС России до 31.07.2018.

За 2018 отчётный период соответствующее уведомление рекомендуется направлять в адрес ФНС России до 31.05.2019.

Порядок направления отчетности

Для целей представления отчетности об иностранных клиентах ФНС России разработан электронный сервис «Отчет об иностранных клиентах по Стандарту ОЭСР». Доступ к данному сервису осуществляется с обязательным использованием квалифицированной электронной подписи.

Отчетность формируется организациями финансового рынка в электронной форме по установленным ФНС России форматам. Для формирования отчетности организация финансового рынка может использовать стандартное ПО Налогоплательщик ЮЛ или воспользоваться решением сторонних разработчиков.

Внимание! С 28 марта 2019 применяются обновленные форматы отчета о клиентах-резидентах иностранных государств версии 5.02.
Форматы версии 5.01 применяются до 01 марта 2019 года.

Узнать подробнее, что изменилось?

Процесс взаимодействия между организацией финансового рынка и ФНС России может также осуществляться в автоматическом режиме. Такая возможность предусматривается Протоколом информационного взаимодействия, который позволяет реализовать взаимодействие непосредственного на уровне информационных систем организации финансового рынка и ФНС России.